Изъятие земельного участка: основания и порядок

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изъятие земельного участка: основания и порядок». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Инициатором процедуры по изъятию земли в данном случае могут быть федеральные органы либо представители местного самоуправления. Закон предусматривает ряд случаев, когда изъятие земельного надела может быть проведено в ускоренном режиме, не прибегая к судебным разбирательствам.

Изъятие земельного участка для государственных нужд

Решение об изъятии земельного участка принимается органами власти федерального, регионального или районного значения. Порядок проведения процедуры регулируется ст. 279 ГК РФ и ст. 49, 56.2 Земельного кодекса РФ.

Решение об отчуждении земельного надела государственными органами или муниципалитетом должно быть представлено в письменной форме правообладателю не позднее, чем за 12 месяцев до процедуры изъятия. Изъятие земельного участка государством или муниципалитетом является процедурой не безвозмездной и предусматривает возмещение правообладателю ущерба в качестве компенсации в размере рыночной стоимости участка. Кроме того, владелец недвижимости имеет право на возмещение упущенной коммерческой выгоды. Размер компенсации устанавливается в судебном порядке с учетом рыночной стоимости, оценочной стоимости земли, размера понесенных убытков, которые будет нести правообладатель после отчуждения имущества, размера упущенной выгоды.

Когда могут изъять земельный участок

Инициатором процедуры по изъятию земли в данном случае могут быть федеральные органы либо представители местного самоуправления. Закон предусматривает ряд случаев, когда изъятие земельного надела может быть проведено в ускоренном режиме, не прибегая к судебным разбирательствам.

Решение об изъятии земельного участка принимается органами власти федерального, регионального или районного значения. Порядок проведения процедуры регулируется ст. 279 ГК РФ и ст. 49, 56.2 Земельного кодекса РФ.

Решение об отчуждении земельного надела государственными органами или муниципалитетом должно быть представлено в письменной форме правообладателю не позднее, чем за 12 месяцев до процедуры изъятия. Изъятие земельного участка государством или муниципалитетом является процедурой не безвозмездной и предусматривает возмещение правообладателю ущерба в качестве компенсации в размере рыночной стоимости участка. Кроме того, владелец недвижимости имеет право на возмещение упущенной коммерческой выгоды. Размер компенсации устанавливается в судебном порядке с учетом рыночной стоимости, оценочной стоимости земли, размера понесенных убытков, которые будет нести правообладатель после отчуждения имущества, размера упущенной выгоды.

Причин, на самом деле, может быть масса.

  • Умер собственник, а наследников не осталось, некому передать имущество;
  • Сложности с продажей участка и, как следствие, переезд в мегаполис в поисках лучшей жизни и повышения комфорта;
  • Умер собственник, но наследники попросту не захотели принимать по наследству маленький домик и участок
  • Умер собственник, но наследники по тем или иным причинам пропустили срок и т.д.

В народе бесхозные участки с разрушенными домами называют «заброшками». А в законе под бесхозяйной вещью понимается вещь, у которой нет собственника, он неизвестен либо от которой собственник отказался (пункт 1 статьи 225 Гражданского кодекса РФ). В целом заброшенным зданием можно считать всякое здание, у которого нет собственника, или если о нем нет никакой информации.

Процедура отчуждения земельного участка в принудительном порядке представляет собой законную юридическую процедуру, которая проводится после проведения проверки уполномоченным государственным органом по земельному контролю земельных наделов, являющихся частной собственностью граждан. В случае выявления нарушений в области использования земельного участка его правообладателю выдается на руки предписание с требованием в определенные сроки устранить нарушения и уплатить штраф, размер которого установлен законом. По истечении выделенного срока контролирующий орган проводит повторную проверку земельного надела и в случае неисполнения требования предписания на владельца участка подается судебный иск. Вынесение положительного судебного решения предполагает изъятие недвижимого имущества у правообладателя и выставление его на публичные торги с целью реализации. Сумма, полученная от продажи земельного участка, передается бывшему владельцу за минусом расходов на подготовку и проведение аукциона.

Может ли государство забрать землю у собственника под строительство магистрали

Право собственности гарантируется и охраняется Конституцией и государством. В то же время предусматриваются исключения, поэтому земельный участок изымается. В их числе:

  • Изъятие для государственных и муниципальных нужд.
  • Комплексное развитие территории.
  • В случае ненадлежащего использования.
  • Реквизиция.
  • Конфискация.

Эти случаи называются исключительными, так как применяются тогда, когда не остается альтернативных вариантов. Как результат — человек лишается своего земельного участка. Разница заключается в том, что последствия после изъятия не всегда одни и те же.

У каждой территории есть вид целевого использования: к примеру, под жилую застройку или для ведения сельскохозяйственной деятельности. Основание для изъятия — участок не используется (никак) по назначению в течение трех лет с момента возникновения права на его использование.

Если территория будет проставить в течение указанного срока, она может быть изъята. При этом время освоения или обстоятельства, не зависящие от возможностей собственника, при расчете трехлетнего срока не учитываются. Пример такого обстоятельства — стихийное бедствие.

Еще одно основание — использование по нецелевому назначению. Участок изымается, если, к примеру, на территории сельскохозяйственного назначения начинается строительство многоквартирного дома. Также в отношении собственника предпринимаются меры, если он своими действиями снижает уровень плодородия земли сельхоз назначения, либо наносит вред окружающей среде (ст. 285 ГК РФ).

Чтобы избежать штрафов за нарушение земельного законодательства, Росреестр рекомендует:

1. Проверить наличие правоустанавливающих документов на земельный участок — это договоры купли-продажи, дарения, мены. Если документов на участок нет, нужно оформить право на землю, зарегистрировав его в Росреестре;

2. Проверить наличие регистрации права на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН);

3. Использовать земельный участок только в установленных границах, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости;

4. Убедиться, что фактически используемая площадь не превышает площадь, указанную в правоустанавливающем документе;

5. Использовать участок в соответствии с целевым назначением и видом разрешенного использования. Информация о них указана в выписке из ЕГРН.

Подавляющее большинство земельных участков, выделяемых гражданам, относятся к одной из двух категорий: земли населенных пунктов или сельскохозяйственного назначения. В зависимости от этой градации, а также вида разрешенного использования (узнать все параметры можно с помощью публичной кадастровой карты Росреестра) к участку будут применяться разные требования.

Если участок относится к землям сельхозназначения, на него действует Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 N1482 «О признаках неиспользования земельных участков из земель сельхозназначения…». В этом случае неиспользуемой считается земля, не меньше 50% площади которой заросло сорняками, а на оставшейся части деятельность не ведется или она используется не более, чем на 25%. Штраф рассчитывается следующим образом: в размере от 0,3% до 0,5% от кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 3 тыс. рублей.

Если участок имеет целевое назначение «для садоводства и огородничества» или «для личного подсобного хозяйства», за его неиспользование в течение 3 лет могут выписать штраф, руководствуясь ч. 3. ст. 8.8 КоАП РФ. Это до 1,5% от его кадастровой стоимости, но не менее 20 тыс. рублей. При неопределенной кадастровой стоимости – от 20 тыс. до 50 тыс. рублей. Также в дополнение оформляется предписание об устранении нарушений, не выполнив которое, можно получить еще один штраф – от 20 тыс. до 50 тыс. рублей.

Когда участок относится к категории земель населенных пунктов, на него действуют местные правила благоустройства. Они есть почти во всех муниципалитетах. Правила могут регулировать максимально допустимую высоту травы и кустарников, расположение деревьев относительно границ участка; определять, какой участок считать неиспользуемым, а также вводить различные запреты: на складирование отходов, установку заборов выше определенных значений и т.д.

Читайте также:  Путин пообещал изучить возможность индексации пенсий работающих инвалидов

За нарушение этих правил устанавливается ответственность на уровне регионов. Например, согласно ст. 3.1(1) закона Вологодской области «Об административных правонарушениях в ВО», за нарушение муниципальных правил благоустройства собственникам участков грозят штрафы до 4 тыс. руб. А по всей Московской области действует штраф от 2 до 5 тыс. рублей, если с участка не будет убран борщевик (ст. 6.11 Кодекса Московской области об административных правонарушениях).

Закон требует, чтобы перед изъятием собственнику дали шанс устранить нарушения, а также предупредили о предстоящей процедуре. При этом владельцу должны дать разумный срок для приведения участка в порядок. Точный период времени не установлен, но схема такова: изъять участок можно, если он не используется минимум 3 года. Поскольку на момент обнаружения нарушений сложно сказать, сколько времени до этого он не использовался, отсчет этих 3 лет ведут, как правило, с момента первого обнаружения нарушения и вынесения первого предписания. Соответственно, максимальный разумный срок не может превышать 3 года.

Зачастую предписания выносятся несколько раз. Факт их неисполнения должен быть отдельно зафиксирован в ходе проверки. После этого в течение 30 дней муниципалитет принимает решение о дальнейшей судьбе участка.

Если решено его изъять, местные власти предлагают собственнику добровольно продать участок с торгов, а в случае несогласия обращаются в суд для принудительной продажи. В течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда муниципалитет обязан организовать публичные торги. Если участок находится в составе СНТ, он может быть продан без торгов членам этого товарищества (пп. 3 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ).

Вырученные с продажи деньги поступают бывшему собственнику за вычетом средств, потраченных на процедуру изъятия и продажи.

Если по соседству с вами есть заброшенный участок, занимать его просто так нельзя – это могут счесть самозахватом земли и оштрафовать (при определенной кадастровой стоимости придется заплатить не менее 5 тыс. рублей; при неопределенной – до 10 тыс. рублей). Проще всего разыскать владельца и договориться о продаже земли. Узнать данные собственника можно с помощью выписки из Росреестра, отыскав интересующий участок на публичной кадастровой карте. Но это платная услуга.

Еще можно направить жалобу местным властям на бесхозный или неиспользуемый участок. В итоге он может быть передан в муниципальную собственность или продан на торгах. Тогда вы получите возможность завладеть им на законных основаниях.

Стоит помнить и про такой вариант, как приобретательная давность (ст. 234 ГК). По закону, если человек владеет чужим имуществом открыто и добросовестно, через 15 лет может оформить его на себя после решения суда.

Добросовестное владение – если, приобретая что-либо, лицо не знало о неправомерности завладения. Речь про те случаи, когда вещь приобретается внешне правомерными действиями, однако формально права собственности не оформлены. Открытое владение – когда лицо владеет вещью как своей собственной, ни от кого не скрываясь.

При таком положении дел в суд необходимо подавать через 18 лет после начала владения – 15 лет по закону плюс 3 года на истечение срока исковой давности, – чтобы бывший владелец не смог отсудить участок обратно.

Текст подготовила Мария Гуреева

Основным условием для полноправного владения, длительной собственности и полноценного пользования земельными территориями является соблюдение правил рационального распоряжения земельными территориями. Согласно действующему законодательству рациональное использование земли заключается в принятии максимальных мер со стороны пользователей и обеспечение эффективных способов для охраны земли и повышения ее плодородных свойств.

Помимо этого, эксплуатация не должна причинять никакого вреда территориям, как природному объекту, полностью соответствовать ранее определенному целевому предназначению, а также оптимальной территориальной и административной организации участков.

Использование земель также включает в себя экономическое, финансовое, экологическое и сельскохозяйственное подспорье. Законодательные акты земельной сферы включают в себя определенные требования к пользователям земельных территорий, основные среди которых:

  • Использование недвижимости в полном соответствии с прямым целевым предназначением, а также законно разрешенными способами, которые не наносят ущерба природному ресурсу. На данный фактор влияет также категориальная принадлежность территорий
  • Исключать какое-либо загрязнение, структурную деградацию и существенное ухудшение плодородных свойств верхнего слоя почвы
  • Осуществлять и регулярно применять всевозможные мероприятия для сохранения плодородного слоя и естественных свойств земли
  • Применять всяческие меры для охраны не только земли, но и лесных, водных объектов, а также обеспечить пожарную охрану окружающей среды
  • Проводить различные мероприятия по рекультивации земель с нарушенной структурой, восстановлению плодородного слоя почвы.

Соответственно ненадлежащее использование земельных территорий заключается в такой эксплуатации недвижимости, которая не соответствует данным нормам закона, а также характеризуется грубым нарушением всех юридических норм.

Решения об изъятии земельных территорий принимаются государственными исполнительными органами или учреждениями местного самоуправления. Обжалование таких документов возможно лишь при условии, что решение не соответствует всем требованиям действующего законодательства или же нарушает права и законные интересы заявителя.

Право на обжалование решений о принудительном изъятии территорий появляется у физических и юридических лиц с момента получения уведомления о государственной регистрации соответствующего решения. Основанием для обжалования решений об изъятии земельной недвижимости является отсутствие действительной связи между решением органа государственного или муниципального управления об изъятии участка с возможностью реализации права лица на обжалование такого документа.

За что могут отнять участок или выписать штраф: разъяснения Росреестра

Лицо, владеющее ЗУ, лишается данных прав в ситуации, когда на протяжении трехлетнего периода территория не использовалась им по назначению, для которого регистрировалась либо при использовании были допущены грубые нарушения правил установленных относительно землепользования.

Земельные наделы подвержены обследованию административного характера, которые проводятся представителями государственного кадастра.

В таком случае инспектированию подлежит:

  • состояние ЗУ по факту;
  • формы относительно их использования;
  • степень и наличие ущерба, который причинен наделу.

Если в ходе проверки выявляются нарушения, то собственник привлекается к административной или иной ответственности. Также рассматривается в качестве решения проблемы смена собственника в принудительном порядке. Проводится это с помощью продажи участка.

В качестве одного вида принудительного конфискования ЗУ выступает реквизиция. Процедура проводится органами исполнительной власти при возникновении ситуаций, носящих чрезвычайный характер. Целью в таком случае выступает защита жизни, здоровья и благополучия отдельных лиц, общества и целого государства.

Стоит отметить, что рассматриваемый процесс имеет возмездный характер. Это значит, что собственник получает денежную компенсацию за изъятое у него имущество. Подтверждается это специальным документом. Размер компенсационных выплат зависит от того, что определено при оценке имущества в соответствии с законодательными актами.

Садоводческое товарищество понимается как некоммерческая организация, в которой участвуют граждане, объединившиеся на добровольных началах. За счет функционирования СНТ не получает какой – либо прибыли. В товариществах действуют уставы, которые они разрабатывают самостоятельно. Налогообложение предусматривается исходя из учета общей площади товарищества.

СНТ не имеет правомочий относительно конфискации наделов. В законодательстве предусматриваются основания для изъятия, которые могут связываться только с правонарушением совершенным владельцев участка:

  • когда лицо использует участок вопреки его назначению;
  • отчуждение территории производится органами муниципалитета в интересах общества.

То, что человек не внес сумму, которая требуется для оплаты различных взносов и благоустройства СНТ – не является основанием для изъятия.

Если складывается ситуация, когда человек на протяжении длительного времени не используется свой надел – товарищество не имеет полномочий по изъятию таких земель. Это связано с тем, что в законодательстве отсутствует такое основание для изъятия участка.

Правомочия по выставлению земли на публичные торги обладает местная администрация. Это происходит, когда участок по факту заброшен, имеется задолженность по уплате членских взносов, оплате водоснабжения и электроэнергии.

Постановление об изъятии надела у собственника выносится органом государственной или муниципальной власти. После того, как надел изъят права собственности относительно него утрачиваются. Если участок находился в аренде, то договор расторгается.

Когда производится изъятие участка у собственника с целью строительства на нем дороги, то последнему выплачивается возмещение. В его сумму включается стоимость, действующая на рынке, право собственности, которое прекращается. Либо это может быть рыночная стоимость иных правомочий, которые прекращаются. Также возмещают убытки, которые причинены таким изъятием и упущенная выгода.

Когда совместно с участком изымаются расположенные на нем строения, то они также подлежат оценке и выплачивается их рыночная стоимость. Если собственник участка выразил согласие, то взамен возмещения ему могут выдать иной разнозначный объект недвижимости вместо того, что изъят с целью строительства.

Читайте также:  ТОП-8 «трудовых» нарушений, выявляемых при проверках в 2021 году

Законодатель указывает на то, что допускается изъятие надела в принудительном порядке, когда заранее проведено равноценное возмещение. Срок, в течение которого орган государства, произведет возмещение, определяется в соответствии с заключенным соглашением. Если производится принудительное изъятие – условия определяются судом.

Правомочия собственника находятся под защитой государства. Если совершаются посягательства, то они пресекаются уполномоченными на то органами власти. Изначально собственнику потребуется доказать, что он является добросовестным владельцем. Это может быть ситуация, когда участок приобретен у лица, которое не имело прав его отчуждать, например, залог земельного участка. При этом покупатель не знал и не мог знать об этом запрете.

Если приобретатель добросовестный, то закрепление его прав происходит в момент регистрации, однако исключениями являются случаи, прописанные в законе, когда реальный собственник может требовать возврата.

Человек в единственном случае может требовать возвращения надела – когда он выбыл из обладания против его воли. Примером служит, продажа по поддельной документации. В этом случае судебный орган удовлетворит иск в возврате надела в собственность реального владельца.

Данная проблема является актуальной на сегодняшний день для тех, чьи наделы расположены рядом с лесной зоной. Данная разновидность перевода предусмотрена в законодательстве. При этом имеет значение категория лесов. Если это резервный или эксплуатационный, то перевод осуществляется без ограничений.

Когда речь идет о защитном лесе, то перевод требуется создания охраняемой природной территории. Для действенной борьбы с данным явлением требуется слаженная работа органов государства, функционирующих в этом направлении.

Согласно законодательству допускается изъятие земельных наделов у собственников, при этом необходимо соблюсти установленную процедуру. Проводить изъятие могут специально на то уполномоченные органы.

  • эксплуатация ЗУ по целевому назначению, причём её способы должны исключать нанесение вреда окружающей среде и самой земле как природному объекту
  • сохранение межевых, геодезических и других знаков на участках, которые уничтожаются из-за земельного правонарушения:
    • знаки выкопаны, повалены, подрублены и т.д.
  • охрана лесных, водных объектов пожарная охрана окружающей среды
  • своевременное освоение земельных участков
  • применение мер по снижению риска загрязнения земель и почв, их истощения, деградации, порчи, уничтожения
  • рекультивация земель с нарушенной структурой

В обязанности владельцев входит также неукоснительное выполнение требований градостроительных регламентов территориальных зон, строительных, экологических, санитарно-гигиенических нормативов и противопожарных правил.

Собственники ЗУ не должны препятствовать обслуживанию и ремонту находящихся на них линейных объектов (газопроводы, нефтепроводы, ЛЭП и т.д.).

  • сохранение, воспроизводство плодородия почв земель с/х назначения
  • защита земель от природных явлений, вызывающих деградацию земель:
    • водная и ветровая эрозии
    • сели
    • подтопление
    • заболачивание
    • вторичное засоление
    • иссушение
    • уплотнение
    • загрязнение химическими, радиоактивными, другими веществами и микроорганизмами, отходами производства и потребления
    • другие
  • защита с/х угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями и по сохранению достигнутого уровня мелиорации
  • рекультивация нарушенных земель, восстановление их плодородия, вовлечение в оборот

Рекультивации необходима в случаях, когда деятельность на земельных участках привела к ухудшению качества земель, к их загрязнению и нарушению почвенного слоя. Собственники участков должны выполнить мероприятия по предотвращению деградации земель и восстановлению их плодородия:

  • привести участок в состояние, пригодное для эксплуатации по его целевому назначению
  • устранить последствия загрязнения почв
  • восстановить плодородный слой почвы
  • посадить защитные лесные насаждения

При нарушении или снятиии почвенного слоя в ходе строительных работ использовать его для улучшения малопродуктивных земель.

Рекультивации подлежат земли, нарушенные при выполнении следующих работ:

  • разработка месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способом
  • добыча торфа
  • прокладка трубопроводов
  • работы, нарушающие почвенный покров:
    • строительные
    • мелиоративные
    • лесозаготовительные
    • геологоразведочные
    • испытательные
    • эксплуатационные
    • проектно-изыскательские
  • ликвидация объектов:
    • промышленных
    • военных
    • гражданских
    • иных объектов и сооружений
  • складирование и захоронение промышленных, бытовых и других отходов
  • строительство, эксплуатация и консервация подземных объектов и коммуникаций:
    • шахтные выработки
    • хранилища
    • метрополитен
    • канализационные сооружения
    • др.
  • ликвидация последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы
  • войсковые учения за пределами полигонов

Земля может быть подвергнута консервации, если при рекультивации невозможно устранить последствия:

  • деградации
  • ухудшения экологической обстановки
  • нарушения почвенного слоя

Убытки землевладельцев возмещаются за счёт лиц, работы которых вызвавали необходимость её проведения.

Речь в данном случае идёт не о том, когда правообладатель участка решает вопрос об изменении целевого назначения своего надела, подав заявление в орган местного самоуправления, как того требуют правила землепользования и застройки, установленные в муниципальном образовании.

Если это делается из-за незнания, без соблюдения требований градостроительных регламентов, то такая «самодеятельнось» признаётся земельным правонарушением.

Любой земельный надел имеет целевое назначение:

  • сельскохозяйственное
  • блокированная жилая застройка
  • многоквартирное жилищное строительство
  • т.д.

Эксплуатация участка по в соответствии с назначением – обязанность собственника.

Сведения о назначении участка указываются:

  • в выписке из ЕГРН
  • в правоустанавливающих документах
  • на публичной кадастровой карте

Нарушение установленного назначения и градостроительных регламентов, случившееся даже по причине неосведомлённости, не освободит от грядущей ответственности.

Придётся устранить нарушения, снести постройки или изменить целевое назначение участка, уложившись в срок, отведённый или администрацией, или Росреестром. В противном случае, не исключено «прощание» с недвижимостью решению суда.

Изъятие земельных участков — редкая мера, которую применяют лишь по решению суда, если собственник не исполнил предписание об устранении нарушения. Принудительное изъятие проводится при отказе устранить выявленное нарушение и после привлечения собственника к административной ответственности.

Основания, по которым Росреестр может запустить процедуру изъятия земельного участка у собственника или расторгнуть с ним договор аренды, указаны в Гражданском и Земельном кодексах. Среди них:

  • неиспользование участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества в течение трех лет;
  • использование земельного участка не в соответствии с установленными для него целевым назначением и (или) видом разрешенного использования.

Земельный и Гражданский кодексы содержат положения относительно порядка изъятия ЗУ. Процесс при нарушении порядка землепользования выглядит так:

  • органы государственной или муниципальной власти принимают решение относительно совершенного правонарушения;
  • когда имеется согласие собственника, выраженное в письменной форме – надел выставляется на торги;
  • после того, как участок реализован – денежные средства, за исключением тех, что были затрачены на проведение торгов, передаются лицу, имеющему право владельца на надел;
  • если человеком не принимается решение, которое вынесено властными органами, то они подают иск относительно продажи надела.

Изъятие из чужого незаконного владения

Правомочия собственника находятся под защитой государства. Если совершаются посягательства, то они пресекаются уполномоченными на то органами власти. Изначально собственнику потребуется доказать, что он является добросовестным владельцем. Это может быть ситуация, когда участок приобретен у лица, которое не имело прав его отчуждать, например, залог земельного участка. При этом покупатель не знал и не мог знать об этом запрете.

Если приобретатель добросовестный, то закрепление его прав происходит в момент регистрации, однако исключениями являются случаи, прописанные в законе, когда реальный собственник может требовать возврата.

Человек в единственном случае может требовать возвращения надела – когда он выбыл из обладания против его воли. Примером служит, продажа по поддельной документации. В этом случае судебный орган удовлетворит иск в возврате надела в собственность реального владельца.

Конфискация земельных участков

Эта разновидность изъятия предусмотрена ст.50 ЗК РФ и нормами УК.

Статья 50. Конфискация земельного участка Земельный участок может быть безвозмездно изъят у его собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления (конфискация).

В такой ситуации, изъятие выступает в роли наказания за совершенные проступки, признанные судом. Конфискация носит безвозмездный характер. Порядок её проведения заключается:

  • Выносится приговор;
  • Принимается судебное решение о конфискационных действиях.

Основания для изъятия земли

Согласно тексту статьи № 49 ЗК РФ, земельный надел может быть изъят у собственника в пользу государства или муниципалитета, но лишь при исключительной необходимости в этом, а также при наличии следующих оснований:

  1. Выполнение соглашений международного уровня РФ.
  2. При строительстве, реконструкции объектов, имеющих важное государственное значение (федеральное и региональное), либо объектов муниципальной значимости. Но при условии всякого отсутствия иных вариантов ведения застройки, работ по реконструкции таких объектов, как:
  • объект атомной энергетики;
  • объект энергетической системы;
  • оборонный объект;
  • транспортный объект;
  • линейный объект;
  • трассы федеральные, муниципальные и региональные.
  1. При наличии иных оснований, которые прописаны в ФЗ РФ:
Читайте также:  200 популярных франшиз для начала бизнеса в 2022-2023 году

Ст. № 15

ФЗ от 01.12.2007 № 310 – ФЗ «Об организации и проведении зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году»

П.10, ст. № 32

Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004г. № 188 — ФЗ

П.9,10, ст. № 95

Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001г. № 136 — ФЗ

Ст. № 25.2

Закон от 21.02. 1992г. от 21 февраля № 2395 – 1 «О недрах»

Государственные органы, которые могут изъять землю

Порядок изъятия земельных наделов устанавливается текстом Гл. 7.1 ЗК РФ. Государственными органами, принимающими вердикт о факте изъятия, являются:

  1. Уполномоченный федеральных органов исполнительной власти: цель – недропользование (изъятие земли для нужд всей страны).
  2. Исполнительные органы государства субъекта РФ (при изъятии земли под региональные нужды). Это строительство региональных объектов, ведение работ по недропользованию местного уровня значимости.
  3. Местное самоуправление – для использования земли, с целью строительства на ней объектов местной значимости.

Любой процесс изъятия земли происходит на основании вердикта уполномоченных органов исполнительной власти (или местного самоуправления), который принимается:

  • на основании их собственной инициативы;
  • на основании ходатайства об изъятии земли, которое подала организация, указанная в п.1, ст.№ 56.4 ЗК РФ (это может быть естественная монополия, пользователи земельных недр).

Подать ходатайство об изъятии земельного надела могут:

  1. Компании, которые владеют правом на ходатайство об изъятии земли у собственника с целью использования её для нужд федерального уровня (Постановление Правительства РФ от 2015г., № 442).
  2. Государственная власть, изымающая участок с целью:
  • исполнения международного соглашения;
  • осуществления строительных и реконструкционных работ объектов государственной значимости.
  1. Предприятие государственного значения – для размещения на изъятой земле объектов федеральной (региональной) значимости, предусмотренной инвестиционной программой.

Реквизиция и конфискация земельного участка

Что такое земля промназначения — читайте тут. Как узнать собственника земельного участка — .

Процедура перевода земли из одной категории в другую.

В случае возникновения чрезвычайной ситуации (вспышки эпидемии, масштабной аварии, стихийного бедствия и т. д.) государственные и муниципальные власти вправе временно изъять территорию, принадлежащую гражданину или организации.

Данная процедура называется реквизицией и регулируется 51 статьёй ЗК РФ, а также 242 статьёй ГК РФ.

После устранения последствий чрезвычайной ситуации участок подлежит возвращению владельцу. Если по какой-либо причине он не может быть предоставлен обратно, собственнику выплачивается финансовая компенсация.

Порядок конфискации объекта недвижимости

Процесс изъятия участка зависит от основания инициирования данной процедуры. В большинстве случаев государственные органы, уполномоченные осуществлять контроль за земельными наделами, проводят соответствующие проверки и выявляют факт совершения правонарушения.

Если проблема связана с не целевым использованием земель, владельцу выдаётся предписание об устранении этого нарушения и оплате штрафа.

Повторная проверка осуществляется по истечении конкретного периода, установленного законом. Если гражданин не устранил проблему, госорган обращается в суд. После получения соответствующего судебного заключения участок конфискуется и выставляется на торги.

При изъятии земель для муниципальных, региональных или государственных нужд с владельцем заключается соответствующее письменное соглашение. При отказе лица от подписания данного документа конфискация может осуществляться через суд.

Основания изъятия земель

Причин, по которым собственник может лишиться прав на землю, существует несколько, но эта процедура может происходить только по весомым обстоятельствам. Основаниями по закону служат следующие:

  1. При эксплуатации земли собственником с нарушением разрешенного использования, а также неиспользование.
  2. Для комплексного развития территории официальному решению властей, если участок оказался в границах запланированных работ.
  3. Конфискация для возмещения ущерба, нанесенного собственником иному лицу своим преступным деянием.
  4. Реквизиция вследствие воздействий эпидемий, природных катаклизмов, аварийных и чрезвычайных ситуаций.
  5. Иные обстоятельства, когда в рамках законодательства власти любого уровня вправе истребовать участок.
  6. Для государственных или муниципальных нужд. К ним относятся:
  • строительство на конкретной территории объектов федерального уровня, а также местного или регионального;
  • проведения работ в рамках недропользования;
  • исполнение РФ международных обязательств;
  • в рамках государственных полномочий службой ФСБ;
  • иные основания по законодательству РФ.

Важно знать, что отказаться от исполнения судебного распоряжения по изъятию земли ее хозяин не может. В большинстве случаев он может только рассчитывать на другой аналогичный надел или компенсационные выплаты.

Уголовная ответственность за нарушения земельного законодательства

Уголовная ответственность применяется при совершении таких правонарушений, которые квалифицируются как преступления. Земельное преступление — виновно совершаемое, общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законодательством под угрозой наказания. Уголовная ответственность за земельные преступления применяется в соответствии с УК РФ.

Субъектами уголовной ответственности могут быть только физические лица, которые в уголовном праве делятся на две группы — граждан и должностных лиц. Меры уголовной ответственности применяются только в судебном порядке в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. Вынесению решения суда предшествует проведение следствия правоохранительными органами. Вынесенное судом обвинение служит основанием применения к правонарушителю уголовных санкций. Уголовные санкции, применяемые к нарушителям земельного законодательства, включают штраф, исчисляемый относительно минимального размера оплаты труда, обязательные или исправительные работы, ограничение или лишение свободы. Привлечение лица, виновного в совершении земельного преступления, не освобождает его от обязанности устранить допущенное правонарушение и возместить причиненный вред.

Действующий УК предусматривает пять составов земельных преступлений. Согласно ст. 167 УК уголовная ответственность наступает за умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба. Учитывая, что земля признается имуществом, данная статья распространяется на действия, направленные на уничтожение или повреждение земель. Уничтожение означает приведение земельного участка в полную непригодность для использования по целевому назначению или существенное ухудшение его состояния. Обязательным признаком данного правонарушения является наступление тяжких последствий: существенное ухудшение качества и состояния земель, устранение которых требует длительного времени, больших финансовых и материальных затрат, уничтожение отдельных природных объектов, деградация земель и иные негативные изменения, препятствующие их сохранению и правомерному использованию.

Статья 168 УК предусматривает уголовную ответственность за уничтожение или повреждение чужого имущества по неосторожности при наличии отягчающих обстоятельств. Отягчающими обстоятельствами в данном случае является причинение в результате совершения правонарушения ущерба в крупном размере. Размер ущерба признается крупным, если он в 500 раз превышает минимальный размер оплаты труда.

Регистрация заведомо незаконных сделок с землей, искажение учетных данных государственного земельного кадастра либо умышленное занижение платежей за землю влечет применение мер уголовной ответственности по ст. 170 УК. Обязательным условием, позволяющим квалифицировать такие действия как преступление, является их совершение должностным лицом из корыстной или личной заинтересованности с использованием своего служебного положения.

Виды ответственности за нарушения земельного законодательства

В статье рассматриваются виды ответственности за нарушения земельного законодательства — административная, гражданско-правовая, уголовная, дисциплинарная, земельно-правовая

Регулирование правоотношений, касающихся пользования земель, осуществляется на основании земельного законодательства. Оно разрабатывается и принимается с целью обеспечения потребностей государства и граждан в землепользовании, защите и рациональном использовании земли, ее недр и природных ресурсов. Земельным кодексом РФ, принятым 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (далее – ЗК РФ), предусмотрен не только государственный земельный надзор, особенности организации проверок соблюдения требований земельного законодательства (Гл.XII), но и определена ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель (Гл. XIII).

Например, в ст. 74 ЗК РФ предусмотрено, что за определенные земельные нарушения устанавливается уголовная и административная ответственность, в ст.76 – ответственность за причинение убытков и вреда, связанного с нарушением земельного законодательства, а в ст.75 данного нормативного акта определены условия наступления дисциплинарной ответственности. (К слову, в ранее действующем ЗК РФ этот вид ответственности не упоминался). Так, в земельном законодательстве предусмотрены все виды ответственности с отсылкой к соответствующему законодательству, которым они конкретизируются. Кроме традиционных видов ответственности (уголовной, административной, гражданско-правовой, дисциплинарной) предусмотрен и ряд специальных мер за земельные правонарушения, прямо закрепленных в земельном законодательстве. Она называется земельно-правовой.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *